ISTOKI | CERAMICS
Небесных стад погонщик. Для наших предков Велес был воплощением мудрости и космической гармонии, сопутствующей человеку на протяжении всей жизни и после оной. Издревле на Руси почитали бога Велеса как вещего, мудрого вестника, передающего духовные знания волхвам и прорицателям. «Велесовыми внуками» звались сказители, слагающие стихи о былом времени и славных деяниях предков, такие как Боян в «Слове о полку Игореве». Славяне верили, что Велесу ведомы все тайны на границе междумирья - Яви, Нави и Прави. Своим покровителем считали его странствующие скитальцы и путешественники, стремящиеся к постижению вечных истин. Велес изображался в образе мудрого старца с кувшином, наполненный божественным молоком коровы Земун. Как управитель времени он держал в руках песочные часы или Велесовы вилы - крест-накрест пересекающиеся трезубцы, олицетворяющие перепутье Яви и Нави. Двуглавые змеи на обереге Велеса - змеевике, охраняли людей от бед и напастей. Символика атрибутов мифологического божества связывает объекты нашей коллекции в единую историю, берущую свое начало в глубокой древности и составляющей основу мировоззрения и творческого сознания наших предков.
Ваза из красной глины, названная в честь бога Велеса, представляет собой изделие, которое сочетает в себе мужественные пропорции и живую естественную фактуру. Очертания вазы с объёмным у горлышка и зауженным книзу корпусом являют собой визуальный образ мужества и силы, присущего Велесу как покровителю знаний и ремесел. Закаленная в огне красная глина, используемая для создания вазы, указывает на его связь с энергией и страстью. Ваза VELES не только пластически отражает связь с древнеславянским божеством, но и служит выразительной деталью интерьера, своими зрительными и тактильными характеристиками рождая в душе ощущение покоя, уверенности и домашнего уюта.
Название подставки "Правь и Навь" напоминает нам об устройстве мироздания в славянской мифологии и связано с формой предмета. По своим очертаниям объект напоминает песочные часы, одна половинка которых расположена сверху, а другая – снизу, что символизирует единство противоположностей и дуальность мира. Славяне верили в существование мира Прави – земного дома людей, и Нави – иррационального пространства, населенного духами и божествами. "Правь и Навь" символизирует взаимодействие двух этих реальностей, на границе которых балансирует жизнь, определяя место человека в космическом порядке вещей. Подставка выполнена из чёрной глины, покрытой глянцевой глазурью. Ее форма и размеры позволяют найти ей самое разнообразное применение в доме – это и деталь кулинарной сервировки, предназначенная для яиц, и изящный подсвечник, создающий уютную и таинственную атмосферу. Визуальная составляющая и иносказательный смысл изделия связывают нас с мудростью и философскими верованиями старославянской культуры.
Нож косарь - элегантный и плавный клинок, абрис которого повторяет волнообразное движение руки, погружающей его в масло. Его пластически цельный облик с мягкими очертаниями напоминает о лёгкости точных жестов, с которыми косарь снимает со стебля крепкий и полный семян овсяный колос. В наши дни особую культуру приобрело изготовление здорового и натурального цельно зернового хлеба, хлеб с маслом стал особым эстетичным деликатесом в кофейнях и ресторанах. Особое удовольствие можно получить от сервировки завтрака дома, аристократичного и простого, как воспоминания детства. Элементы домашнего кулинарного творчества, обладающие характером и функциональной универсальностью привносят особый шарм в ритуалы повседневности, избавляя их от рутины. Они ассоциативно соединяют образ изделия с историей его применения, словно переплетая нити времени и пространства. Труд косаря является первым звеном в цепи создания того хлеба что наполняет нас жизнью и энергией. Кроме того, эргономичность изогнутого клинка, имеет идеальную форму для захвата, так что каждый жест становится точным и гармоничным, а завтрак не только вкусным, но и эстетически привлекательным. Каждая деталь проработана с любовью и вниманием, делая нож косарь настоящим символом красоты и удобства в кулинарии.
Форма чаши UHVAT берет свое началоиз глубины истории и погружает нас в ощущение древности. Внешне УХВАТ напоминает чугунок из чёрной глины, благодаря своей фактуре и темной окраске. Грубая поверхность глины передает ощущение простоты и естественности, словно ваза только что вышла из печи мастера-гончара. Однако, в отличие от холодного и массивного чугунка, эта ваза обладает изящностью и легкостью. Ее силуэт напоминает старинные глиняные сосуды, которые использовались на Руси как для хранения и приготовления пищи, так и для проведения ритуалов и обрядов. Соприкосновение с чугунком рождает взаимосвязь с ценностями культурного наследия. В аккомпанементе с современными кухонными принадлежностями она составляет стильный контраст, наполняя пространство интерьера энергией и теплом.
Чаша POLNA, выполненная из чёрной глины, хранит в своих формах воспоминания старославянского уклада и верований. Взяв ее в руки, чувствуешь грубую, но теплую фактуру природного материала. Мать сыра земля вынула чашу из глубины своего щедрого сердца и подарила человеку, чтобы он бережно нес память о своем истоке. Прохладной глянцевой глазурью выстелена внутренняя полость чаши, чтобы так легко было ощутить свежесть влаги, наполняющей сосуд. Так наполняется и душа человека, согретая теплом ручного труда, вложенного в изделие. Утоляется жажда прикосновений к родному и бесценному – памяти прошлого, детства своего и детства человечества, когда на заре культуры так чисты и живы были формы, так неотделима связь человека от природы и своей земли. Чаша не дает утратить эти драгоценные моменты и традиции. В старославянской культуре чаша олицетворяла собой радушие и общение людей, ею пользовались при проведении обрядов и ритуалов. Она служила не только для приема пищи, но и для создания атмосферы домашнего тепла и уюта, объединения людей, разделяющих друг с другом трапезу.
Чаша зовется КРАСНА, и это не случайно. Символически на Руси слово красный означало «красивый» и было связано с солнцем, с его священным, животворящим смыслом. Красный цвет был самым ярким акцентом в доме, в орнаментальном украшении одежды и посуды. Для наших предков ничто изображаемое не было лишь волей творческой фантазии, а носило сакральный характер невербальных знаков, в которых запечатлена философия и мудрость целой культуры. Надеть красную деталь одежды, взять красную чашу в руки – принять на себя благодать бога, печатью которого является этот видимый цвет. Называя чашу красной, мы украшаем и свою речь, тотчас вовлекая сознание в ассоциации с образами тепла, любви и энергии, вспоминая устойчивые мотивы – красна девица, красно солнышко, красный уголок, красной нитью.
В славянских избах глиняная посуда питала и поддерживала жизнь целой семьи, передаваясь по наследству как оберег. Храня прикосновения, полные заботы, она делала трапезу обрядом благодарности и прославления жизни. Кроме того, глиняная посуда и по сей день является самой безопасной и эргономичной, ее пористая структура регулирует впитывание и отдачу влаги, поддерживая температуру и насыщенность вкуса напитка или блюда. Чаша KRASNA сохраняет старинные традиции изготовления подобных глиняных изделий, обладая грубой фактурой снаружи и покрытая матовой глазурью изнутри. Красота в простоте дизайна позволяет использовать чашу под различные нужды – как кофейный сосуд, как вазу для цветка или подставку для карандашей.
Ладья предмет символический и очень древний. Все в ней красиво, и легкость силуэта, и плавность линий, напоминающих очертания глубоководных рыб. Она несет свой крепкий стан послушно волнам, чутко откликаясь на малейшие изгибы течения, но следует неколебимо по своему пути. Ладья несет человека по волнам жизни, она его надежная единственная опора в безбрежном и своевольном море судьбы. Духовным смыслом наполняли образ ладьи древние люди, слагая мифы и былины, наделяя символикой силы и славы воинов в далеких походах, а позднее посвящая ей произведения искусства. Название ладьи заключает в себе корень «лад», означающий в старославянском языке порядок и любовь. Оно сродни словам – ладно и ладить, а также «лада», «ладо» – возлюбленный. Менажница в форме ладьи соединяет в себе все эти смыслы, символизируя и ладную атмосферу в доме, и унося мысленно в далёкое путешествие к ещё не виданным берегам. Фактура менажницы из красной глины снаружи грубая и суровая, как броня, необходимая, чтобы защитить в бурях гладкое глазурированное дно ладьи, обладает зрительным и тактильным контрастом. Глазурь, которой выстелена внутренняя поверхность, не только обладает блеском точно выплеснувшихся на нее волн , но и защищает глину от воздействия воды и делает ее устойчивой к повреждениям, позволяя использовать ее не только для сервировки и подачи закусок, но и в качестве атмосферного подсвечника.
Таким образом, форма лодки и использование красной глины связаны сстарославянской культурой и символизируют связь с природой, силой идуховным миром.
БОЛЬШАЯ
/длина - 30 смЧерпак, изготовленный из черной глины, представляет собой уникальный предмет быта, который имеет глубокие исторические корни в славянской культуре. Его форма, напоминающая чашу черпака, придает ему оригинальный и функциональный образ.
Название CHERPAK также имеет своеобразный символический смысл. Оно происходит от слова "черпать", что означает "брать" или "забирать". Это название подчеркивает значение чаши как предмета, используемого для черпания жидкости или пищи. Черпак является неотъемлемой частью славянской культуры и быта, где гостеприимство и общение за столом играют важную роль.
Черная глина символизирует землю, тайну и мудрость славянского народа. Она также обладает особыми свойствами, такими как прочность и устойчивость к высоким температурам, что делает чашу CHERPAK не только красивым предметом, но и практичным элементом быта.
Кувшин GAMAYUN, изготовленный из красной глины, является уникальным элементом словенского искусства и ремесла. Его форма с горлышком, смещенным относительно центра, придает ему оригинальный и эстетически
привлекательный образ.
Название GAMAYUN также имеет глубокий символический смысл в словенской культуре. Оно происходит от слова "gama", что означает "горло" или "горлышко". Это название подчеркивает значение кувшина как символа
питания и гостеприимства, которые являются важными аспектами словенской культуры.
Материал, из которого изготовлен кувшин - красная глина, также играет
важную роль в отражении смысла и символики. Красная глина символизирует землю, природу и корни словенской культуры. Она также обладает
особыми свойствами, такими как теплоемкость и устойчивость, что делает кувшин GAMAYUN не только красивым предметом, но и практичным элементом интерьера.
Этот кувшин будет уникальным элементом интерьера благодаря своей нестандартной форме и символическому названию. Он может стать центральным предметом на столе или полочке, привлекая внимание своей элегантностью и культурным значением. Кроме того, кувшин может использоваться для подачи различных напитков, так как его форма
и размеры идеально подходят для этой цели.
Чаша из красной глины, известная как KADKA, представляет собой прекрасный пример словенского искусства и ремесла. Ее круглая форма с плоским дном и высокими стенками, чуточку сужающимся к верху, создает эстетически привлекательный образ, который связан с традиционными словенскими формами.
Название KADKA также имеет глубокий символический смысл в культуре. Оно происходит от слова "kaditi", что означает "проявлять заботу" или "заботиться". Это название подчеркивает значение чаши как
символа заботы, ухода и гостеприимства, которые являются важными аспектами словенской культуры.
Материал, из которого изготовлена чаша - красная глина, также играет важную роль в отражении смысла и символики. Красная глина является традиционным материалом в словенском ремесле и архитектуре. Она символизирует землю, природу и корни словенской культуры. Кроме того, красная
глина обладает особыми свойствами, такими как теплоемкость и устойчивость, что делает чашу KADKA не только красивым предметом, но и практичным элементом интерьера.
Эта чаша будет уникальным элементом интерьера благодаря своей оригинальной форме, символическому названию и высоким стенкам. Она может стать центральным предметом на столе или полочке, привлекая внимание своей элегантностью и культурным значением. Кроме того, чаша KADKA
может использоваться для сервировки различных блюд, так как ее форма и
размеры идеально подходят для этой цели.
Чаша из красной глины STAVEC представляет собой пример сочетания искусства и ремесла. Ее овальная форма с плоскими геометрическими ручками создает эстетический образ, связанный с традиционными
словенскими узорами и орнаментами. Название "СТАВЕЦ" имеет глубокий символический смысл в словенской культуре. Оно происходит от слова
"stavek", что означает "обещание" или "договор". Это название подчеркивает значение чаши как символа единства и дружбы, а также важности соблюдения обещаний и договоренностей. Материал, из которого изготовлена
чаша - красная глина, также играет важную роль в отражении смысла и символики. Красная глина является традиционным материалом в словенском ремесле и архитектуре. Она символизирует землю, природу и корни
словенской культуры. Кроме того, красная глина обладает особыми свойствами, такими как теплоемкость и устойчивость, что делает чашу не только красивым предметом, но и практичным элементом интерьера. Эта чаша наполняет атмосферу дома эстетической и интеллектуальной гармонией, благодаря своей элегантности и культурному значению.